Иногда следует довольствоваться миром

Иногда следует довольствоваться миром

После предательства логично не доверять никому. Но в сложных конфликтах нужна мудрость.

«Почему ты, Мемфивосфей, не пошел со мною?» (2-я книга Царств глава 19 стих 25) – грозно вопрошал утомленный царь у обескураженного хромого человека.
Давид только оправился от ужасного горя, оплакивал смерть своего сына Авессалома, который намеревался убить родного отца, дабы занять его трон (2-я книга Царств главы 15-18). Попытка не удалась, и мятежники были либо мертвы, либо в рассеянии.

Те, кто остался верен Давиду, праздновали, а Давид улыбался им через силу. Его убивала даже не трагическая смерть своего неверного сына – он понимал, что отчасти вина за смерть сына лежит и на нем самом.

Жизнь как запутанный клубок

Голос Бога, говоривший Давиду через пророка Нафана, все еще резал его слух:
«Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» (2-я книга Царств глава 12 стихи 9-12).

Это было невыносимо. Ближний, о котором говорил Нафан, был его сыном. «Сын мой, Авессалом! сын мой, сын мой, Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2-я книга Царств глава 18 стих 33). Но даже сочувствия он не мог себе позволить, чтобы не смущать свой народ (2-я книга Царств глава 19 стихи 5-7). Он мог лишь горевать втайне.

Вся эта трагедия, и смерть сына, и поражение его подчиненных, оплакиваемых своими женами и матерями, была сплошным клубком неразрешенных конфликтов. Зло вплеталось в Божий суд и затмевало собой видимость. Отчасти поэтому Давид был милосерд к тем, кто покинул его и даже проклинал, когда он спасался от Авессаломовой армии. Он понимал, что они все были в плену этого яростного течения зла, которому, так или иначе, дал начало именно он.

Кому ему было теперь верить?

Запутанность ситуации осложняла возвращение великого царя в Иерусалим. Кому ему было теперь верить? Слова недоверия тех, кто оставил его, чем были продиктованы – страхом перед новой войной? Люди, ранее восхвалявшие его в песнях, показали свое истинное лицо или были просто сильно напуганы? «Человек лжив», сказал Давид в своем псалме 115 и, конечно, имел в виду в том числе себя самого.

А теперь его оставил и Мемфивосфей. Его предательство ранило больше других.

Мемфивосфей был сыном Ионафана. Он был хромым еще с детства в результате других трагических событий – последствий страха, зла и праведного гнева (2-я книга Царств глава 4 стих 4). Из любви к своему лучшему другу и по причине завета, который они заключили (1-я книга Царств глава 20 стих 42), Давид разыскал Мемфивосфея и вернул ему земли, принадлежавшие его отцу по статусу царской особы, а также снабдил его служащими, которым платил сам – это были Сива, его пятнадцать сыновей и двадцать слуг. Кроме этого, Давид выделил Мемфивосфею особое место за своим столом и обращался с ним, как с родным сыном (2-я книга Царств глава 9 стихи 7-11).

Но с Давидом во время его бегства из Иерусалима остался не Мемфивосфей, а Сива. И Сива был тем, кто рассказал Давиду, что Мемфивосфей перешел на сторону предателей (2-я книга Царств глава 16 стихи 3-4). За что Давид немедленно отблагодарил его, передав ему в собственность все имение Мемфивосфея.

Не все так однозначно

И вот царь-победитель возвращается в Иерусалим, а на дороге его встречает Мемфивосфей – грязный, дурно пахнущий. Со слов одного из Давидовых слуг, Мемфивосфей, якобы, не брился и не мылся с того дня, как Давид бежал (2-я книга Царств глава 19 стих 24). В его глазах стояли слезы, это бросало тень на слова Сивы. Без того запутанную историю пополнила еще одна загадка.

«Почему ты, Мемфивосфей, не пошел со мною?» – спросил Давид. Растерянный хромой отвечал:

«Господин мой, царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: «оседлаю себе осла, и сяду на нем, и поеду с царем», так как раб твой хром. А он оклеветал раба твоего пред господином моим, царем. Но господин мой, царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно; хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим, царем, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться еще пред царем?» (2-я книга Царств глава 19 стихи 26-28)

Слова Мемфивосфея звучали убедительно. И взгляд его тоже говорил о его правоте. Но ведь похожий прием (если это тоже окажется приемом) уже использовали жители Гаваона против Иисуса Навина (книга Иисуса Навина глава 9 стихи 3-6), да и Сива рисковал своей жизнью, последовав за Давидом в момент такой опасности. С третьей стороны, прецедент риска жизнью Давиду уже тоже был знаком – это же он приказал Хусию подставить свою жизнь под угрозу, изображая верность Авессалому (2-я книга Царств глава 15 стихи 32-37). Сива ведь мог просто разыгрывать карту своей жизни, ставив на опытного царя против самоуверенного царевича. Так кто из них говорил правду?

Все, что было в его власти

Давид решил вырулить из болота таким образом: ранее Саулово имение было разделено поровну между Сивой и Мемфивосфеем (2-я книга Царств глава 19 стих 29), хотя он и понимал, что кто-то из получателей лжет и поэтому кому-то досталось больше заслуженного, а кому-то меньше. Но он просто не мог знать, что там каждый из них думает на самом деле. И времени на исследование у него тоже не было – ему надо было заниматься правлением, семьей и своим разбитым сердцем. И тем более не хотелось заводить новых врагов.

Оба наследника имения Саула так или иначе были верны Давиду, и такое решение было единственным доступным Давиду, чтобы не потерять их обоих, а решение по справедливости он оставил за Богом.

Все, что в нашей власти – в большинстве случаев 

Иногда мы оказываемся в схожей с Давидом ситуации. Так бывает, что в отношении наших семей, друзей, коллег, членов нашей церковной общины доказательств чьей-то (не)правоты недостаточно, ситуация слишком неоднозначная, и нет времени, чтобы во всем разобраться. И тогда, взвесив все за и против и собрав всю имеющуюся информацию, нам не остается ничего, кроме как быть милосердными ко всем вовлеченным в ситуацию лицам, положившись на Божий суд, который Он не забудет привести в исполнение.

Бог всезнающ. Все его пути справедливы (книга Второзакония глава 32 стих 4). Просто они недоступны для нашего понимания. Только Ему под силу распутать этот дьявольский клубок таким образом, что все, задуманное врагом нам во зло, будет использовано на благо (книга Бытия глава 50 стих 20, послание Римлянам глава 8 стих 28). В Его власти использовать наши суждения и суждения в отношения нас по Своему усмотрению.

Наша задача – действовать по вере, не полагаясь на свои ограниченные способности, но при этом не прячась за своей ограниченностью, потому что Господь требует от нас действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Ним (книга пророка Михея глава 6 стих 8).

 

 

 

Автор: Джон Блум 

© Desiring God

Перевод: hristiane.ru

Поделитесь этой записью с друзьями

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в skype
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий