Иона жил во время царствования израильского царя Иеровоама II (относится к так называемым «малым пророкам).
Иона бежал в г.Фарсис, находившийся в противоположном направлении от Ниневии. Корабли Соломона плавали к нему, вместе с кораблями Хирама, царя Тирского, по направлению к Финикии, так как Фарсис был Финикийскою колониею (Ис. 33).
Путешествие чрез Средиземное море в Фарсис совершалось на огромных судах того времени, называемых кораблями Фарсийскими (Ис.2:16, Ис.23:1,14 и др.). Эти корабли, возвращаясь из Фарсиса тяжело нагруженными, нередко разбивались от восточного ветра, при переезде чрез Средиземное море. Псалмопевец в одном из своих псалмов говорит: Восточным ветром Ты (т.е. Господь) сокрушил Фарсийские корабли (Пс.47:8).
Имя пророка Ионы (יונה), который побывал во чреве у кита переводится как — голубь.
При ассирийском царе Адад-Нерари III действительно была проповедь Ионы, имеющая последствия в истории Ассирии. Мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. до н.э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей.
Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».
Древний город Иоппия это современный город Яффа рядом с Тель Авивом. Это древний портовый город, в Библии упоминаемый в связи с пророком Ионой, который убегая от лица Божьего в этом порту сел на корабль, плывущий в противоположном направлении.
На сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой.
Ниневия находилась на восточном берегу реки Тигр, примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. Это был большой город, защищённый, подобно Вавилону, двумя крепостными стенами. Полагают, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века до н.э.) пострадала от голода.
Будучи родом из Гефаховера, Иона, значит, происходил из Завулонова колена, в котором находился этот город (Нав. 19:13), и принадлежал к пророкам Северного Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835 году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар. 14:23).
О конце жизни пророка и его смерти известно лишь из преданий. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Считалось, что его захоронение находилось на высоком холме близ Мосула, где были открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере.
Иона — древнейший из еврейских пророков, писание которого дошло до нашего времени. И он же был единственным ветхозаветным пророком, который «попытался убежать от Бога».
«Было время, когда некоторые критики серьёзно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек (согласно Ион. 4:11). Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалёку от Ниневии обнаружили мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму, чья армия напала на Израиль. Среди прочего на монументе был расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на «банкете» в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислены и знать Ниневии.
Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское повествование». Крупнейший современный английский археолог доктор Сетон Ллойд также напрямую говорит о точности книги Ионы, говорящей о населении Ниневии в 120000 человек.
Следует остановиться также на находках, сделанных британской археологической экспедицией под руководством М. Мэллоуна, эта экспедиция возвратилась в Нимруд в 1949 г. и проработала там ещё 14 лет. Вначале Мэллоун сосредоточил усилия на исследовании северо-западного дворца. Там была обнаружена памятная стела Ашшурнацирпала II с рельефным изображением царя и надписью из 153 строк, покрывающей обе стороны камня. Этот памятник представляет особый интерес, поскольку он содержит описание церемоний и празднеств, приуроченных к официальному открытию дворца в 879 году до н. э. вплоть до подробностей приготовления праздничной трапезы на 69574 человека, длившейся десять дней.
Другие сообщения подобного рода позволили Мэллоуну примерно подсчитать население Кальху после того, как Ашшур-нацир-апал сделал его своей столицей. Цифра, которая у него получилась — не менее 86 тыс. человек, включая детей, — представляет собой интересную параллель к «ста двадцати тысячам жителей», приписываемых Ниневии в Ветхом Завете (Иона 4:11)».
«И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.» (Иона 3:3)