…Он… направляет меня на стези правды ради имени Своего. Пс. 22:2-3
Однажды один из членов нашей церкви организовал для руководства общины рождественский вечер. Идея была проста: ценой входного билета на праздник было объявлено блюдо с выпечными изделиями собственного приготовления, которыми все присутствующие должны были обмениваться друг с другом. Предполагалось, что каждый участник вечера будет брать булочку прямо с подноса и съест столько булочек, сколько принес.
Совсем просто, если вы умеете печь. А если нет? Что делать, если вы с трудом отличаете сковороду от кастрюли?
Если вы, как и я, совершенно бездарны в искусстве кулинарии? Если в фартуке вы чувствуете себя, как культурист в балетной пачке? Не сомневаюсь — у вас будут проблемы.
Я как раз оказался в таком положении. Мне нечего было принести на вечеринку, так что и делать мне на ней было нечего. Я бы чувствовал там себя лишним, все бы меня сторонились, избегали бы общения со мной и в конце концов изгнали бы меня вон (вам уже жаль меня?).
Вот в какой переплет я попал.
Однако не обижайтесь на меня, если я вам скажу, что ваше положение еще хуже.
Бог устраивает праздничный вечер… вечер, в сравнении с которым все остальные торжества просто ничто. Не праздник домашней выпечки, а самый настоящий пир. Не с болтовней и смешками в зрительном зале местного клуба, но с благоговейным созерцанием широко открытыми глазами всего, что происходит в тронном зале Бога.
Да, список гостей впечатляет. Вас интересует, что пережил Иона в чреве кита? Вы можете спросить его об этом лично. Но больше, чем имена гостей, впечатляет их характер: ни амбиций, ни демонстрации силы. Чувство вины, стыда и печали остаются при входе. Болезни, смерть, депрессия — здесь страшные проклятия далекого прошлого. С этим мы живем сегодня. Ничего этого там не будет.
Там мы ясно увидим то, что смутно видим сегодня. Мы увидим Бога. Не верой. Не глазами Моисея, или Авраама, или Давида. Не в Писании, не в закате и не в летнем дожде. То, что мы увидим, — не Божьи дела и слова: мы увидим Его Самого! Он не хозяин праздника — Он сам праздник. Его благость — вот главная составляющая этого торжества. Его голос звучит как музыка. Его глаза излучают свет. Его любовь — нескончаемая тема для бесед.
Вот только одна заминка: цена входного билета на пир довольно высока. Чтобы попасть туда, необходимо быть праведным. Не добрым, не порядочным. Не честным налогоплательщиком и не добросовестным прихожанином церкви.
Граждане неба праведны. Пра-вед-ны.
Все мы время от времени поступаем правильно. Но лишь немногие поступают правильно в большинстве случаев. А кто из нас поступает правильно всегда! Согласно Павлу, никто. «…Нет праведного ни одного…» (Рим. 3:10).
В этом утверждении Павел непреклонен: «…нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12).
Кто-то может возразить мне: «Макс! Я, конечно, несовершенен, но я лучше многих других людей. Я веду добропорядочную жизнь. Я не преступаю закон. Я не разбиваю сердец. Я люблю людей. Я помогаю им. Я могу назвать себя праведным человеком… по сравнению с другими людьми».
В связи с этим я вспоминаю свою мать. Она часто упрекала меня за беспорядок в моей комнате. А я просил ее пойти и посмотреть, что творится в комнате брата, потому что там было гораздо хуже, чем у меня. «Теперь ты видишь, мама, что моя комната чистая».
Этот прием никогда не срабатывал. Она вела меня вниз, через холл, в свою комнату. Там я видел, что такое настоящий порядок. Моя мама была правильным человеком. В шкафу у нее был порядок. Постель ее была в порядке. Ее ванная была в порядке. В сравнении с ее комнатой моя обитель представляла собой совершенно противоположную картину. Она показывала мне свою и говорила: «Вот что я понимаю под настоящим порядком».
Праведность составляет природу Бога.
«Наш Бог и Спаситель Иисус Христос всегда поступает праведно»* (2 Пет. 1:1).
«…Господь праведен, любит правду…» (Пс. 10:7).
Праведность Бога «пребывает вовек» (Пс. 111:3) и «достигает небес»** (Пс. 70:19).
Исайя называет Бога «праведным и спасающим» (Ис. 45:21).
Перед смертью Иисус обращается к Богу со словами «Отче праведный» (см.: Ин. 17:25).
Улавливаете? Бог праведен. Его суд праведен (см.: Рим. 1:32; 2:5). Его закон праведен (см.: Рим. 8:4). Его дела праведны (см.: Дан. 9:16). Наконец, пророк Даниил восклицает: «…Праведен Господь Бог наш…» (Дан. 9:14).
Бог никогда не ошибается. Он ни разу не принял ошибочного решения, ни разу не занял ошибочной позиции, не встал на неверный путь, не произнес лживых слов, не ошибся в выборе способа действия. Он никогда не опаздывает и никогда не приходит раньше времени. Он вообще не бывает «слишком» — слишком громким или слишком тихим, слишком быстрым или слишком медленным. Он всегда прав и всегда будет прав. Он праведен.
Когда встает вопрос праведности, только Бог имеет право держать банк. Мы же со своей праведностью теряемся так, что даже не знаем, за какой конец бильярдного кия нам ухватиться. И терпим поражение.
* Перевод цитаты выполнен по «New International Version», английскому переводу Библии 1978 г.
** Перевод цитаты выполнен по «New International Version».
Захочет ли праведный Бог проводить вечность в компании таких неправедных людей, как мы? Примет ли Гарвард в свои ряды лентяя, отчисленного из школы за неуспеваемость? Конечно, это был бы великодушный жест, но он не был бы правильным. Если бы Бог принимал у Себя неправедных, это выглядело бы еще привлекательнее, но было бы это
правильно? Был бы Бог прав, если бы закрыл глаза на наши грехи? Если бы снизил Свои стандарты? Нет, в этом случае Он был бы не прав. Если Бог что-то Собой представляет, так прежде всего праведность.
Он сказал Исайи, что сделает «суд мерилом и правду весами», которыми будет оценивать дом Свой (см.: Ис. 28:17).
Если у нас нет праведности, мы остаемся в прихожей. Или, говоря словами Павла, «все мы грешники, каждый из нас, все мы в одной тонущей лодке»* (Рим. 3:19). Так что же нам делать?
Продолжать тащить на себе груз вины? Многие так и делают. А если бы наше бремя стало видимым? Знаете, что бы тогда открылось? Чемоданы вины. Дорожные сумки с вылезающими наружу срочными делами, пьяными кутежами, скандалами и интригами. Оглянитесь вокруг. Видите того парня в сером фланелевом пиджаке? Уже несколько десятков лет он волочит за собой тележку своих разочарований. Или вон того подростка в мешковатых джинсах и с кольцом в носу? Он отдал бы все, чтобы вернуть назад слова, брошенные им сегодня утром в лицо матери. Но он не может сделать ничего. Он, как на буксире, продолжает тащить на себе эту тяжесть. Видите ту женщину в деловом костюме? Судя по внешности, ей впору баллотироваться в сенаторы. На самом деле ей хочется бежать куда глаза глядят и звать на помощь, но она не может. Побежала бы, если бы не саквояж, который она всюду носит с собой.
Послушайте. Усталость пригибает вас к земле. Самонадеянность уводит в неверном направлении. Всякого рода огорчения и разочарования лишают воли. Тревога угнетает. А чувство вины? Оно поедает вас.
Так что же нам делать? Наш Господь праведен, а мы всегда неправы. Его пир предназначен невинным, но это не о нас. Что же нам все-таки делать?
* Перевод цитаты выполнен по «The Message».
Я расскажу вам, что сделал я. Я признал свою нужду. Помните мою дилемму с выпечкой? Вот какое сообщение я послал тогда по электронной почте приглашенному на праздник руководству церкви: «Я совсем не умею печь, поэтому не могу присутствовать на вечере».
Сжалился надо мной кто-нибудь из организаторов праздника? Нет.
Сжалился надо мной кто-нибудь из штатного персонала? Нет.
Только одна сестра из церкви была милостива ко мне. Я не знаю, как она узнала о моей проблеме. Может быть, увидела мое имя в списке неотложных молитвенных прошений? Но случилось вот что: за несколько минут до начала праздника мне был вручен подарок — тарелка домашнего печенья: двенадцать круглых шариков печеного теста — истинное воплощение любви и доброты.
Благодаря этому подарку мне было предложено почетное место за праздничным столом.
Принял ли я этот дар? Да. Как принц, который на подушечке несет свою корону, я внес свой подарок в комнату, поставил его на стол и выпрямился во весь рост.
Благодаря одной доброй душе, услышавшей мой голос, я стал участником праздничной трапезы.
И вы получите то же самое, потому что Бог слышит вашу мольбу. Только Он сделал больше — о, несравненно больше, чем тарелка печенья.
То был самый прекрасный и самый страшный момент в истории. Иисус стоял перед небесным трибуналом.
Простирая руки над всем творением, Он молил Бога: «Накажи Меня за их грехи. Видишь того убийцу? Возложи на меня предназначенное ему наказание. Ту блудницу? Я возьму на Себя ее позор. Вон того изувера, вора, лжеца? Сделай Мне то, что заслужили они. Поступи со Мной так, как Ты поступаешь с грешниками».
Бог сделал это. «…Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…» (1 Пет. 3:18).
Да, праведность есть природа Бога; да, мы далеки от праведности; да, праведность есть то, чего Бог требует от нас.
Но «Бог знает, как примирить людей с Собой»* (Рим. 3:21).
Давид выразил эту мысль так: «…Он… направляет меня на стези правды…» (Пс. 22:2-3).
Стезя правды — путь праведности — представляет собой узкую извилистую тропу, взбирающуюся вверх по крутому холму, на вершине которого стоит крест. У подножия креста сложены сумки и чемоданы — бесчисленное количество набитых грехами сумок и чемоданов. Подножие Голгофы становится компостной кучей нашей вины. Не хотите ли и вы оставить там свою вину?
Еще одно, последнее замечание по поводу рождественского вечера с выпечкой. Знали ли собравшиеся, что я ничего не испек к праздничному столу? Если не знали, так я сказал им об этом. Я заявил всем, что нахожусь с ними только по чьей-то милости. Единственной моей заслугой было мое собственное признание.
Тоже самое нам придется сделать перед лицом вечности.
Автор: Макс Лукадо
Из книги «Путешествие налегке»