Как разрешать конфликты?

Как разрешать конфликты

Что такое конфликт? В словаре Ефремовой: Конфликт – Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил. 

Конфликты бывают: крупные, мелкие, долговременные, кратковременные, бескомпромиссные, бессмысленные и прочие.

Мы живем в мире конфликтов. Мы о них слышим, мы их видим, и без конфликтов не обходится и в нашей жизни. Конфликты неизбежны!     

Почему так важно разрешать конфликты?

  1. Неразрешенный конфликт является препятствием, барьером в отношениях! Часто отношения людей не имеют положительного развития лишь потому что имеет место неразрешенный конфликт.
  2. Нерешенный конфликт может стать причиной полного прекращения взаимоотношений. Дружба дает трещину, друзья расстаются, отношения заканчиваются.
  3. Нерешенный конфликт всегда может разгореться с новой силой! Одна из сторон может вернуться к проблеме конфликта в любой момент, что повлечет за собой ответную реакцию!
  4. Нерешенные конфликты нарушают единство. Будь то компания друзей, пара влюбленных, община верующих, нерешенные конфликты нарушают единство.

Возникает вопрос, как необходимо разрешать конфликты?

В Евангелии от Матфея 5 главе 23-25 стихах написано:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу».

Жертвы приносили в Иерусалимском храме, и для принесения жертвы и для поклонения, часто проделывался долгий путь, так как многие люди жили далеко от Иерусалима. Это подразумевало большие затраты времени, средств, сил, люди терпели значительные излишки.

Представьте себе эту ситуацию, человек пришел из далека, и уже стоит у жертвенника. И тут Господь говорит ему: «оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

I. Необходимо пойти и примириться.

Иногда это подразумевает пожертвовать временем, отложить какие-то дела, проделать расстояние. Но надо пойти и примириться. К этому призывает Писание.

В Иерусалимском храме приносились жертвы за грех и жертвы повинности. Считалось, например, совершенно бесполезным и бессмысленным приносить жертву за воровство, если предварительно не была возвращена украденная вещь. Если обнаруживалось, что украденная вещь не была возмещена, жертвоприношение уничтожалось, как нечистое, и сжигалось за пределами Храма. Иудеи хорошо понимали, что человек должен сделать все возможное для исправления, чтобы получить возможность примириться с Богом. 

Покаяние предполагает изменение и исправление, если ущерб не возмещен, если нет мира с братом, если брат имеет, что-то против меня, то надо пойти и примириться. Без этого и дар, принесенный к жертвеннику, будет принесен напрасно. 

Было время, когда один из моих братьев был обижен на меня, это проявлялось в общении, интонации, в уколах, в отношении. В какой-то момент, я взял телефон и позвонил ему, задав вопрос: «брат, ты на меня не обижен?», — он сказал нет. Мы не долго поговорили, но после этого отношения кардинальным образом поменялись, исчезли уколы, и прочее, что выражалось как проявление обиды и недовольства. Отношения были выяснены, наступил мир между двумя братьями. Иногда достаточно звонка, но часто надо пожертвовать временем пойти и примириться.

Один китайский император отправился во главе своего войска усмирять восстание в отдаленной провинции. Он поклялся уничтожить всех восставших врагов. Когда он вступил в пределы мятежной провинции, население встретило его с большими почестями и добродушно.

Сановники страны (крупные чиновники, занимающие высокое положение) ожидали немедленного распоряжения о расправе с зачинщиками восстания, но, к их удивлению, император очень мягко обошелся с теми. Один из министров обратился к императору с вопросом, почему он не исполнил своего клятвенного обещания казнить виновных, а, наоборот, всех помиловал.

«Я дал клятву уничтожить врагов, — ответил император, — и таковая мною исполнена: врагов больше нет. Даже те, которых надо было казнить, уже более не враги, а мои друзья; друзей же своих я должен помиловать».

Примириться нужно вовремя! Матфея 5:25.

Пути с соперником могут разойтись навсегда! Можно упустить время для примирения, можно упустить шанс для примирения. И далее говорить будет Судья! И если ты, что-то должен твоему сопернику, – то Судья взыщет все до последнего кодранта! Можно упустить время и шанс для примирения и Писание говорит о последствиях за это…

Судья взыщет до последнего кодранта! Кодрант — древнеримская медная монета в 2 лепты, четверть ассария. Мелкая монетка. 

В исторические времена различными государствами использовались долговые тюрьмы для заключения должников по требованию кредитора. Помещение в долговую тюрьму преследовало собой две цели: наказание должника за невыплату долгов, и как последнее средство принуждения его к выплате долга. 

II. Необходимо быть добрым по отношению к другой стороне.

В послании к Римлянам в 12 главе 17-21 стихах написано:

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.»

Этот текст предлагает проявлять практическую доброту к своим врагам, побеждать зло добром. Этот текст не предлагает держать пальмовую ветвь над врагами, создавать им тень от солнца, и ублажать их прихоти! Этот текст предлагает проявлять доброту в малом: если враг твой голоден – накорми его, если жаждет – напой его: ибо, делая сие ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Горящие уголья на голове

В древнем Египте был такой обычай, человек, желавший совершить покаяние при людях, нес на голове сосуд с горящими угольями. Угли отображали его жгучую боль стыда и вины. Когда верующие делают добро своим врагам, они рискуют увидеть своего врага несущего на голове сосуд с горящими угольями, увидеть его покаяние!

Где в Библии мы находим подтверждение этой истины?

Классическим примером доброты к врагу был Давид, который не убил Саула, хотя Бог дважды предавал того в руки Давида. 1-я царств 24:7-11, 24:17-21.

Пример из истории.  Людовик IX (25.4.1214-25.8.1270) уже в двенадцатилетнем возрасте стал королем Франции. Пользуясь его несовершеннолетием, многие пытались сесть на его трон. Но его мать сумела отразить всех врагов ее сына. Когда же Людовик достиг совершеннолетия и принял руководство страной, то многие его противники бежали за границу. Причиной тому был слух, что король велел составить список бывших противников. Напротив каждого имени он поставил крест, и противники объяснили себе, что они обречены на смерть.

Когда королю было доложено, что его противники бежали за границу, то он велел передать им, что они могут все вернуться на родину во Францию и жить в безопасности. А что касается крестов напротив имени каждого из виновных, то Людовик объяснил это так: «Крест не означает смерть моих врагов, но он должен постоянно мне напоминать о кресте моего Спасителя и о прощении другим».

III. Молиться за другую сторону конфликта.

В Евангелии от Матфея в 5 главе 44 стихе написано:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»

Молиться, за другую сторону конфликта. Если он неправ, то пусть Бог откроет ему это, пусть Бог расположит его сердце к покаянию. Молитва является действенным оружием!

Историческим примером действенности этого оружия является полное прекращение гонений на церковь со стороны правителей Римской империи.

При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии в Римской империи, стало разрешено открыто исповедовать христианство во всей Римской империи. Законом 321 года было утверждено за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. 

27 февраля 380 года восточноримский император Феодосий I Великий (347-395 гг.), в присутствии западноримского императора Валентиниана II (371-392 гг.) и его сводного брата, соправителя Грациана (359-383 гг.), подписал в Салониках эдикт о вере, провозгласивший христианство государственной религией и запретивший отправление языческих обрядов.

Эдикт под названием Cunctos populos не только обеспечил христианству особый статус, но и открыл дорогу гонениям на еретиков и иноверцев. В нем император Феодосий повелел всем народам, находящимся под его властью, исповедовать веру по Никейскому символу, принятому на I Вселенском соборе.

Это все стало возможным благодаря молитвам верующих.

Другой пример. 101-летний Джордж Ворсоу из Луизианы (США) покаялся и принял водное крещение после 24 лет молитв жены за его спасение.

Двадцать четыре года Лу Ворсоу молилась, чтобы ее муж принял Христа своим Господом и Спасителем. Он все время отказывался, и у жены уже почти не оставалось надежды, что когда-нибудь этот момент настанет. И этот момент настал после 24 лет молитв.

Тем, кто долгие годы молится за неверующих, она сказала: «Продолжайте молиться и верить, что Бог ответит на ваши молитвы. Просто стойте в этом».

Молитва за человека способна изменить обстоятельства, и результатом будет покаяние человека.

IV. Признание неправоты и прощение.

В Евангелии от Луки в 17 главе 3-4 стихах написано:

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему.»  

В этих стихах есть место и признанию неправоты, и прощению.

«…если покается, прости ему»

В христианской жизни есть риск, который скрыт в нежелании прощать, когда обидчик просит прощения. Как раз об этом и говорит здесь Господь. НЗ учит, как нужно подходить к таким вопросам:

  1. Если христианин понес ущерб от другого христианина, то он должен прежде всего простить обидчика в своем сердце (Еф. 4:32). Это сохранит его собственное сердце свободным от обиды и злобы.
  2. Затем он должен лично обратиться к обидчику и выговорить ему (Луки 17:3; также Мф. 18:15). Если он покается, нужно сказать, что он прощен. Даже если он неоднократно согрешает, а затем говорит, что кается, его нужно прощать (ст. 4).
  3. Если личный выговор оказывается безрезультатным, тогда человек, которому был причинен ущерб, должен взять одного или двух свидетелей (Мф. 18:16). Если же обидчик не послушается их, тогда это дело нужно вынести перед церковью.

Отказ прислушаться к решению церкви должен повлечь за собой отлучение (Мф. 18:17).

Цель выговоров и других дисциплинарных воздействий не в сведении счетов или унижении обидчика, а в том, чтобы восстановить его в общении с Господом и братьями. Все выговоры должны совершаться в духе любви.

Вот почему Иисус говорит: «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему».   

Выводы:

  • Конфликты неизбежны.
  • Нерешенные конфликты приводят к целому ряду негативных явлений, среди которых: барьер или препятствие в отношениях, наклеивание ярлыков, полное прекращение взаимоотношений, всегда может возгореться с новой силой, нарушает единство.

Как необходимо разрешать конфликты?

  1. Необходимо пойти и примириться. И очень важно сделать это своевременно, пока мы с соперником еще на пути.
  2. Необходимо быть добрым по отношению к другой стороне.
  3. Молиться за другую сторону конфликта.
  4. Признание неправоты и прощение.

Поделитесь этой записью с друзьями

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в skype
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий